СПИН продаж или не нужно навязывать - выяви проблему и предложи решение.
Время прочтения 11 мин.
Уважаемые коллеги, продолжаем тренировать навыки выявления потребностей. И сегодня мы разберем методику СПИН. В отличие от «Воронки продаж», метод СПИН больше основан на формировании потребностей клиента. При помощи вопросов продавец подводит клиента к покупке. Чтобы успешно пользоваться данной методикой, необходимо задавать правильные вопросы.
Алгоритм вопросов СПИН:
С – ситуационные вопросы
П – проблемные вопросы
И – извлекающие вопросы
Н – направляющие вопросы
Ситуационные вопросы
Необходимы для установления контакта и получения информации, чтобы задать проблемные вопросы. Основная задача вопросов – собрать информацию о текущей ситуации на производстве клиента, каким оборудованием сейчас пользуется клиент.
Пример :
- Какое оборудование Вы сейчас используете?
- Как Вы обучаете своих сотрудников?
- Как организован маркетинг продукции?
Проблемные вопросы
Вопросы о проблемах, трудностях и неудовлетворенности клиента при использовании его оборудования. Проблемные вопросы позволяют выявить истинные потребности клиента.
Пример:
- Как часто заказываемый металл/лотки не соответствует требованиям по качеству?
- Какие основные сложности Вы испытываете при несвоевременной доставке сырья/лотков?
- Какие сейчас основные проблемы на производстве/при монтаже?
Извлекающие вопросы
Вопросы о последствиях проблем, возникающих у клиента. Важно, чтобы клиент начал понимать, что проблемы больше, чем он думал. Извлекающие вопросы – самые действенные из всех СПИН вопросов, они помогают клиенту осознать серьезность имеющихся проблем и задуматься над их решением. На этом этапе клиент начинает формировать в своей голове потребности, которые продавец может закрыть выгодным предложением компании «N»..
Пример:
- Какие последствия от простоя производственной линии?
- Если перевести время простоя в упущенную выгоду то, сколько Вы теряете на этом?
- Сколько времени может быть потеряно на поиске нового поставщика металла/лотков?
Направляющие вопросы
Вопросы о важности и пользе решения проблем клиента, направлены на получение выгод от решения проблем. Отвечая на направляющие вопросы, клиент сам себя убеждает в важности решения тех проблем, которые он обсуждает с продавцом. Использование направляющих вопросов позволяет избежать возникновение возражений, так как клиент сам указывает на то, что проблемы нужно решать.
Пример:
- В какие сроки вы планируете решить проблему с несвоевременной доставкой?
- По какой стоимости вы готовы закупать металл надлежащего качества и своевременности доставки?
- Вас интересует рассрочка или вы хотите получать скидки при 100% предоплате?
Техника активного слушания
Приемы активного слушания необходимы для того, чтобы в момент переговоров с клиентом:
- продемонстрировать внимание к клиенту, понимание содержания, сказанного им
- проверить правильность понимания сказанного
- помочь клиенту высказать свои мысли
Пример:
- кивание головой в такт речи, контакт глаз
- Ага… Угу…Да…
- Понятно…
- Как я Вас понял…
- Вы считаете, что…
- Другими словами…
Резюмирование
В конце разведки, перед тем, как переходить к презентации решения, необходимо подвести итоги (резюмировать) сказанного клиентом по текущей ситуации на производстве, выявленных проблем и сложностей работы оборудования, обозначить желание клиента решить имеющиеся вопросы и проблемы с оборудованием (получить качественное оборудование, решить вопросы сервиса, обучения сотрудников, маркетинга и так далее). Подведя итоги разведки, нужно уточнить у клиента все ли на этом этапе встречи обсудили, есть ли сейчас какие – либо вопросы и так далее. Получив подтверждение от клиента, что вопросов нет (или есть конкретные вопросы по оборудованию) переходим к презентации.
Домашнее задание:
Напишите свои вопросы по СПИН-технологии. Давайте возьмем последовательность из 10 вопросов:
2-3 Ситуационных
2. 1-2 Проблемных
3. 3-5 Извлекающих
4. 2-3 Направляющих.
Первым трем, написавшим домашнее задание мне в личные сообщения, я проведу проверку и дам варианты улучшения их воронки.
Ну вот и все, пользуйтесь, это позволяет продавать больше.
Другие статьи:
Хотите быть в курсе технологий продаж?
Подпишитесь на рассылку и получайте новые инструменты, скрипты, приемы и разбор методов для увеличения продаж каждую неделю.